Односкатная крыша опирается на несущие стены гаража. В таком случае при возведении крыши используется стропильная система.
Главную сложность в проектировании и возведении такой крыши представляет выбор угла ее наклона и установка стропил.
Основные параметры
Прежде всего, необходимо определиться с уклоном крыши. Для этого нужно выбрать тип кровельного материала для новой крыши, а также рассчитать атмосферную нагрузку.
Рекомендуемый угол наклона для различных типов кровельных материалов выглядит следующим образом. Для кровли из металлочерепицы угол наклона должен быть 30°, для шифера в пределах 20°-30°, профнастила 8°, а для крыши из рубероида и рулонных материалов достаточно 5°.
Климатические условия являются еще одним определяющим фактором при выборе данного параметра конструкции. Для климата с высокой влажностью и большим уровнем осадков рекомендуется выбирать угол наклона, равный 45 градусам. В таком случае крыша не провалится под тяжестью человеческого веса, а в зимнее время на ней не будет собираться слишком много снега.
Стропила
Стропильная система — это набор наклонных и вертикальных стоек и подкосов, образующих несущую систему скатной крыши. Иногда стропила подкрепляются понизу стропильными балками.
Чаще всего в строительстве односкатных крыш используют наклонные стропила. Такая конструкция имеет две опоры: одну наружную и одну внутреннюю. Стропила устанавливаются так, что их концы удерживаются опорами. При этом расстояние между стропилами составляет до четырех, реже – до шести метров.
В случае, когда расстояние между стропилами составляет шесть и более метров, общая устойчивость конструкции значительно снижается.
Для повышения устойчивости могут использоваться специальные подкосы – небольшие наклонные бруски, прикрепляемые к стропилам для поддержания наименее устойчивых вертикальных элементов гаража.
Рекомендуемые параметры
Заданный угол наклона определяет устройство стропильной системы.
Возьмем, к примеру, крышу с углом наклона в 30 градусов и длиной пролета менее пяти метров. Для установки такой крыши стропильная система изготавливается без дополнительных опор. В этом случае стропильные балки опираются только на несущие стены.
Если угол наклона составляет 30°, а длина пролета увеличивается с 5 до 16 метров, требуется установить лежень. Лежень представляет собой специальный брус, к которому будет прикрепляться подстропильная нога.
При увеличении длины пролета до 12 метров лежень устанавливается параллельно несущим стенам по центру стропила.
Процесс закрепления односкатной крыши
После сборки стропильной конструкции ее необходимо надежно закрепить со стенами гаража, иначе крышу просто унесет при первом порыве ветра.
В качестве крепежей используются анкерные болты, проволока-катанка или тонкие проволочные тросы.
Процесс закрепления конструкции тросами выглядит следующим образом: к стене прикрепляются специальные вертикальные балки, вокруг которых наматываются петли. Далее петли обвязываются проволочными тросами, которые скрепляют стены и стропила.
Обрешетка
На этом этапе устанавливается настил крыши – специальное дощатое покрытие, изготовленное из сухих прочных ровных досок.
Толщина каждой доски составляет 40-50 мм. Обрешетку прибивают непосредственно к стропилам так, чтобы они располагались перпендикулярно горизонтальному ребру. При этом все стыки досок на стропилах устанавливают в шахматном порядке. Такое расположение обеспечивает более высокую прочность и устойчивость конструкции.
Теплоизоляция
При необходимости верхние несущие поверхности можно утеплить. Наиболее популярными теплоизоляционными материалами являются: базальтовые маты, стекловолокно, стекловата, теплоизоляционные плиты. Перед тем как начать укладку утеплителя, необходимо разместить специальный пароизоляционный слой. Материалы располагаются в такой последовательности: пароизоляционный слой, утеплитель, гидроизоляционное покрытие.